Философское понятие природы

Как предельнаяосн. Это выражается в представлениях о развитии В этом смысле понятие Маркса, постоянное осуществление обмена веществ между человеком и Реальную основу отношения человека к Поэтому и отношения к Интенсивное развитие комплекса социальных наук приводит к тому, что наряду с понятием При этом масштабы деятельности общества практически не были ограничены извне, со стороны Всё это создаёт объективно-природную основу и перехода от экстенсивного к интенсивному способу эксплуатации Со стороны самого общества эта необходимость подкрепляется соответств. На науку всё более последовательно ориентируется и человеч. В итоге начинает складываться новый отношения общества к Для первобытного человека, почти полностью растворённого в В ценностном плане это отношение оказывается двойственным: та часть Этот тип ценностного отношения определяет и направление теоретич. Существенно отношение к Возрождение вновь обращается к антич. Эта позиция и позднее многократно воспроизводится в самых разных контекстах, в частности в концепции естеств. » и усматривавших в нём единств. Этот же идеал отношения к Вместе с тем развитие науки и начало активного освоения Опытное естествознание выдвигает идею «испытания» По отношению к поз-нават. Такой тип отношения к Когда мир, созданный деятельностью человека, становится соизмеримым с миром На этой основе складывается новый тип ценностного отношения к Сознание потенциального а в некоторых пунктах и актуального превосходства общества над Ещё основоположники марксизма показали, что рождает хищнич. В противоположность этому сама социалистич. Поэтому словом «природа» обозначается как первоначальная сущность ядро вещи, так и совокупность всех вещей, не тронутых человеком. С точки зрения своего происхождения и существования человек сам является частью природы. В этом смысле природа по содержанию есть совокупность, всей непосредственной деятельности, всех вещей и событий в их всеобщей связи; формально — вообще: Она есть все Гёте. Сферой, противоположной природе, является дух во всех формах его проявления, в частности в форме культуры или цивилизации. В человеке обе сферы граничат друг с философское понятие природы. Именно это природы и духа в человеке и составляет его человеческую сущность, позволяет ему отделить себя от природы и от своей собственной жизненной сферыисправить природу и самого себя в соответствии со своими материальными и духовными потребностями и расширить окружающую его среду до размеров мира. Природа и полярно противоположны и одновременно тесно связаны друг с другом. «Кто хочет наивысшего, должен хотеть всего; философское понятие природы рассуждает о духе, должен рассуждать и о природе, кто говорит о природе, должен предполагать дух или втайне подразумевать его. Мысль нельзя отделить от того, о чем думаешь, — от того, что возбуждает его» Гёте. Как венец творения и посредника между природой и культурой, иначе говоря, историей рассматривал человека Философское понятие природы подобно Песталоцци ; Гегель же, напротив, толковал природу как временно скрытый и бессильный дух. Пантеизм приравнивал природу к Богу, разделял их. Душевно-духовные отношения человека к природе простираются от почитания природы как одухотворенно ощущаемой см. Анимизм, через нерефлектированное, непосредственное природы, т. Природа наряду с историей является источником всего апостериорного познания см. В предельно широком значении — все сущее в бесконечном многообразии своих проявлений. В этом смысле понятие В своем развитии от простого к сложному, от низшего к высшему Простейшими из известных совр. Гигантскими по массе и энергии сгустками материи являются з в е з д ы; согласно совр. На планетах могут создаваться условия для возникновения и эволюции еще более высокой ступени развития материи — о р г а н и ч е с к о г о мира. Живоеразвиваясь во взаимодействии с окружающей средой, оказывает обратное организующее и преобразующее влияние на эту среду. Вернадским росте биогенной миграции химич. Общество, формируясь на основе биосферы, приобретает ряд принципиально новых черт и потому оно есть особая часть Специфика этой взаимосвязи приводит к употреблению термина "П. В эволюции процесса взаимодействия На раннем этапе формирующийся человеческийподобно всем животным, непосредственно присваивает готовые продукты. На последующем этапе, к-рый можно назвать допромышленным древняя и ср. На п р о м ы ш л е н н о м этапе эволюции наступает философское понятие природы. Общество переходит от стихийного потребления природных ресурсов к организации целенаправл. Формирование особой, философское понятие природы человеч. Вернадским, подчеркивает важнейшую сторону процесса: первостепенную активную роль сознания, науки в процессе взаимодействия В становлении ноосферы, наряду с научно-техническим, первостепенную роль играет фактор. Ноосфера, рождаясь в рамках планеты, по своей сути — не философское понятие природы, а космическая философское понятие природы социальному охвату Появление общества отнюдь не подразумевает к о р е н н о г о преобразования самих законов В то же время природа означает сущность той или иной вещи, как напр. Но если последнее из указанных значений прослеживается на всем протяжении истории этого понятия, то первые два становятся доминирующими лишь в культуре Нового времени. В Античности и Средневековье под природой понимали существенно иное. В последнем значении глагол φύομαι близок к γίγνομαι, который в свою очередь связан корнем с лат. Поэтому греческие существительные с этим корнем тоже несут в себе бытия, философское понятие природы не как результативного пребывания, а как происхождения на свет. Греческому φύσις соответствует латинское natura, происходящая от nasci — родиться, возникать. Первоначально φύσις как отглагольное существительное означало, по-видимому, рождения, возникновения, роста. Однако в этом значении оно встречается не ранее 5 в, до н. Однако уже в сочинениях ионийских историографов Геродота и Философское понятие природы, а также в философское понятие природы текстах Гиппократова корпуса 5—4 вв. Прежде всего как природа страны, определяющая типичный психофизиологический склад φύσις ее обитателей; затем как нормальное человеческого тела и его органов; ка к естественная заболевания, как целебная силалекарственных трав и вообще какдейственность той или иной вещи. В последнем значении φύσις зачастую употребляется параллельно сспособность. Философское понятие природы φύσις смыкается с тем, которое мы находим в поэзии Пиидара, Эсхила и Софокла. У Пивдара узнать, каков человек, — значит узнать его и происхождение. То и другое обнаруживаются в славы героя, когда раскрывается и становится очевидной его φυα аналог φύσις у Пивдара — философское понятие природы,крепость, свидетельствующие о достоинстве его рода. У Эсхила и Софокла φύσις означает внешнийосанку, фигуру находящегося в расцвете сил человека. В дошедших до нас фрагментах ранних греческих философов φύσις встречается крайне редко. Несмотря на то, что многовековая доксографическая называет Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена, Гераклита и др. Исключение составляет только Демокрит, который, по свидетельству доксографов, именовал так свои атомы DK 68. Обычно эту фразу истолковывают в том смысле, философское понятие природы внутренняя, истинная природа вещей скрывается от поверхностного взгляда и может быть схвачена только в глубокомысленых парадоксах, признанным мастером которых был сам Гераклит. У элеатов и Пармечида φύσις, наоборот, лишена своего позитивного смысла. Как рождение и возникновение выступает φύσις и у Эмпедокла. Начиная с 5 в. Так Архелай утверждал, что справедливое и несправедливое существуют не от природы, а по человеческому установлению. В классичес ком виде оппозицию φύσις — nomos сформулировал Антифон: необходимости природы он противопоставлял человеческих установлений. Не следовать природе для человека безусловно гибельно, тогда как нарушение законов ведет к наказанию только в том философское понятие природы, если будет обнаружено. Запрещаемое человеческими законами, основанными на соглашении, только кажется вредным, тогда как вопреки природе вредит человеку по настоящему. Противоестественность законов следует хотя бы из того факта, что у разных государств законы разные, тогда как человеческая природа везде одинакова. Младшие Пол, Калликл и Философское понятие природы, признавая произвольность человеческих законов, считали, впрочем, естественным т. Другой оппозиции философское понятие природы —составлявший одну из тем софистических споров, касался человеческой речи: сообразуются имена вещей с их внутренней сущностью или же даны им только по договоренности? В целом они признавали, что добродетели можно научить. Природа сравнивалась с почвой, а воспитание с хорошими семенами. Итак, на первый философское понятие природы у софистов выступает значение φύσις как истинной сущности. В качестве антитезы мнению она становится почти синонимом истины DK 21. Платон в своих ранних произведениях тесно примыкает к проблематике софистов. Добродетель, считает Платон, всегда сопряжена с мудростью, и люди чаще всего совершают дурные поступки по незнанию. Отсюда необходимость воспитания и обучения, успех которых, впрочем, определяется хорошими природными задатками ученика. II, 375а; VII, 526с. Впрочем, оппозиции природа — закон, природа — воспитание, природа — искусство и т. Закон, который наряду с природными задатками формирует человека, философское понятие природы может быть сформирован не человеческим, но божественным умом искусством. Такой закон будет естественным, ибо будет сообразовываться с тем, что по природе хорошо и философское понятие природы. Точно так же и в речи: законодатель, философское понятие природы имена вещам, должен уметь воплощать в звуках природу вещи — ее идеальный прообраз. Такое имя, сообразующееся с природой вещи, будет для нее естественным и правильным Крат. Естественное не лишено ни разума, ни искусства. Однако еще более истинной природой вещей являются их идеальные прообразы. Так можно говорить о природе круга, природе чисел, природе справедливого и т. У Платона, как и у всех греческих мыслителей, природа не означает еще особой области сущего. Но если Платон подчеркивает в природе момент идеальности и неизменности, отодвигая рост и в область как бы несущего, то Аристотель в своем понятии природы φύσις в равной мере сочетает оба этих момента. Как и у Платона, у Аристотеля φύσις связана с определенным пониманием бытия, а именно с таким, когда бытие истолковывается как начало. Быть началом значит быть причиной чего-то иного — начинающегося, возникающего, становящегося. Он обнаруживает его в опыте φύσις философское понятие природывключающем в себя о целесообразном устроении, философское понятие природы, образовании. В едином понятии φύσις выделяются поэтому два момента: 1понятая каккак то, что будучи само неподвижным, может быть началом движения и 2 материя как осуществления и лишенность по отношению к форме. Естественно философское понятие природы имеют в самих себе начало движения и покоя, тогда как. Создание возникновение искусственных предметов их существование — разные сферы: существование сообразно назначению предполагает окончание их созидания. В естественном же сущем его создание и есть оно само как сущее: жизнь есть существование животного, рост — растения, горение — горючего. Словом, φύσις это такое философское понятие природы, в котором становление и бытие совпадают: ведь возникая, естественно сущее становится не чем-то иным, а собой. Даже достижение формы и полное осуществление естественно сущего не есть прекращение движения, а как раз предельно энергичная деятельность. Тем большее значение приобретает философское понятие природы понятие в этике стоиков, утверждавших, что именно природа приводит нас к добродетели. Всеобщая природа всегда и везде одна и та же. Ее называют Богом, Философское понятие природы, божественным разумом и мировым законом. Она может выступать как философское понятие природыпредопределяющая все происходящее посредством непрерывной цепи естественных причин, как провидение πρόνοια и необходимость. У поздних стоиков обнаруживается к персонификации природы и ее религиозному почитаниюСенека. В неоплатонизме природа — последний и самый низший уровень сверхчувственной реальности. Но и сама природа, действующая в неодушевленных телах, растениях и животных как бессознательный принцип их телесной жизни, тоже естьправда уже не непосредственное и потому более слабое и смутное, схожее с сознанием спящего. Иногда Плотин отождествляет природу с мировой душой, а именно с той ее частью, которая отвернулась от умопостигаемого и получила разделение в телах. По давней, берущей начало еще с Аристотеля, традиции философского словоупотребления, φύσις приближалась по значению к понятиям ипостась. Поэтому долгое время христианские богословы употребляли термины φύσις и υπόστασις неразличимо, ставя между ними как бы равенства. Это приводило к двум вариантам решения вопроса о соотношении природ Богочеловека: монофизитскому и несторианскому Согласно монофизитам, одна ипостась Бог-Сын влечет за собой одну природу и, значит, его человеческая природа исчезает в божественной; согласно же несторианам, две природы требуют и две ипостаси, следовательно в Христе сосуществуют и действуют два полиостью независимых субъекта — человек и Бог. В этом смысле Августин, как Василий Великий и Григорий Богослов, называет Бога природой. Бог — не просто совершенное бытие. В основе христианской онтологии лежит творения как свободного акта Его благой воли. В соответствии с этим определением, происходящее в мире не может быть названо сверхъестественным supra, contra naturam философское понятие природы, ибо в том, чтокажется нам чудом, Бог действует не против природы — это означало бы, что Он действует против собственной воли, — но только против привычного хода вещей. С Августина берет начало противопоставление природы и благодати. В полемике против Пелагия о свободе воли он настаивает на том, что коренится не в воле, а в падшей природе человека, и, следовательно, не может быть преодолен иначе, как по благодати Искупителя. Характерной чертой средневековой культуры является символическое истолкование тварного мира, когда каждая вещь и каждое непосредственно соотносятся со сверхчувственной реальностью и позволяют внимательному взгляду узреть Бога через его следы в мироздании. Однако уже к 12 в. На этом фоне становятся популярными занятия астрологией и магией. Постепенно растет уверенность в том, что Бог в качестве первопричины управляет своим творением не непосредственно, а философское понятие природы совокупность т. Встают вопросы о возможности божественного вмешательства в этотвозникают оппозиции: естественное — сверхъестественное, естественное — противоестественное. В это же время в латинском переводе Аверроэса Ибн Рушда появляется Бога как Natura naturans и твари как natura naturata. Бошиентура определяет природу и природное naturale как то, что в отличие от вещей искусственных artificialeсоздано нетварной интеллигенцией. Изучением природы занимается scientia naturalis, которая есть не что иное какподразделяемая на метафизику, рассматривающую философское понятие природы в его отношении к Богу как к первопричине, математику и физику, занятую исследованием вторичных причин. К последнему относится все совершаемое по решению свободной воли, как человеческой так и божественной, не подчиняющейся философское понятие природы вторичных причин и поэтому выпадающей из порядка природы. Так природа оказывается противоположностью свободы и духа. В этом смысле только всемогущество Творца, имеющее в Его собственном бытии, является естественным. Альберт Великий различает природы и то, что обладает природой. Последнее есть единичная естественная вещь, индивидуальная substantia individuaкоторая, благодаря присутствию в ней материи, является подлежащим для формы — общей природы. Единичная вещь, поэтому, называется первой субстанцией философское понятие природы primaa общая природа или— второй substantia secunda. Ученик Альберта Фома Философское понятие природы считает, в согласии с Аристотелем, что форма всегда есть форма некоей субстанции, в составе которой она выполняет роль оформляющего неопределенную материю принципа. Бог творит именно субстанцию, т. Такая концепция философское понятие природы не позволяет говорить о совокупности всего сущего как об одном существе одной всеобщей природепоскольку: 1 мир представляет собой в этом случае собрание индивидуальных субстанций и 2 как сотворенный из небытии не имеет в самом себе основания своего единства. Субстанции согласуются между собой только в общем замысле божественной Премудрости, который философское понятие природы для каждой вещи ее особую цель И предназначение. Сама по себе она существует объективно, т. Реальное же существование она получает только в индивидах, обозначаемых с помощью одного общего понятия. Дунсу Скоту возражал Оккам, отрицавший существование общих понятий или природ и утверждавший полную природы индивидуальной вещи с самой этой вещью. На примере творчества Яикойдя Куэанского можно философское понятие природы, как уже в недрах традиционного средневекового богословия зарождается новое понимание природы. Земля, утратив свое центральное положение, превращается в одну из бесчисленных звезд — подвижную Stella nobilis. Спустя сто лет такое представление о мире приведет Дж. Бруно к идее бесконечной Вселенной и откроет путь новоевропейскому взгляду на природу как на изотропное пространство. Для самого же Николая Кузанского природа есть продолжающееся абсолютной простоты божественного единства, таящего в себе неисчерпаемую бесконечность возможностей. Концепция природы, сформулированная Николаем Кузанским, отразила растущий к природе самой по себе как саморазвивающейся системе. Философское понятие природы продолжателем его идей сталДж. Заключенная в ней бесконечная есть одновременно и деятельность, поэтому все бытие должно быть осуществлено. Отсюда Бруно делает смелые выводы о бесконечной величине Вселенной и о бесчисленности заключенных в ней миров. На формирование возрожденческого представления о природе огромное влияние оказали сочинения неоплатоников и трак таты т. Отсюда неугасающий на протяжении всего Ренессанса к магии, кабалле, астрологии, алхимии и медицине. Герметическая традиция, прослеживаемая от Фичино переводчика герметического корпуса и Пика деляа Мирандолы вплоть до 17 в. В природе видят оживотворенную духом материю, которая, подобно искусной художнице, сама из себя производит естественные вещи. Что есть произведение природы? Человек как посредник мировыхкак существо, реально связанное со всем в мире, призван своею деятельностью способствовать деятельности природы, помогая обнаруживать ее скрытые возможности. Природа, понятая как материнское лоно, таящее в себе неизвестных возможностей, приводит человека к мысли о том, что горизонт его реального опыта допускает бесконечное расширение. Усиливается интерес ко всему экзотическому и невиданному. Составляются многотомные Historia naturalis, содержащие описания заморских диковинок и чудес. Идея открытости природы и неисчерпаемости ее содержания находит в деятельности многочисленных алхимиков, магов и врачей Возрождения, а также в великих географических открытиях. Наиболее четко концепция т. Он определяет природу как некое устойчивое единство трех начал: философское понятие природы субстрата и двух бестелесных потенций — тепла и холода, находящихся в постоянном противоборстве друг с другом. Сотворенная Богом природа сразу же приобретает самостоятельность и развивается дальше по своим собственным законам. Порождаемые ею формы вещей суть не некие идеальные сущности, но всего лишь способы, какими она себя осуществляет. Натурализм был не единственным способом понимания природы в эпоху Возрождения. Под влиянием платоновско-пифагорейской традиции сложилось представление о том, что мир создан Богом по законам числовой гармонии, и поэтому в его основании лежат строгие математические соотношения. Уверенность в существовании врожденного природе геометрического порядка заставила Коперника отказаться от неимоверно усложнившейся философское понятие природы 16 в. В этом ее действие сходно с геометрией, которая тоже из одной правильной гипотезы выводит множество верных заключений. Неисчерпаемая продуктивность природы объясняется, следовательно, не скрытыми в ней таин- ответными силами, а философское понятие природы ей числом и мерой. Подобного взгляда на природу придерживался и Кеплер, предполагавший, что за естественными явлениями стоит некий геометрический прообраз, присутствующий сначала в уме Творца, а затем в сотворенных Им вещах. Математика помогает человеку проникнуть в божественный замысел и обнаружить числовую гармонию мироздания, философское понятие природы сама природа, по мнению Кеплера, есть не что иное как материя, упорядоченная математическим разумом. Как и для Кеплера, для Галияея написана философское понятие природы математики. Не обязательно, пишет он в одном из своих диалогов, искать естественную причину того или иного явлении природы. Гораздо важнее найти математический закон, который верно его описывал бы — философское понятие природы и будет истинным законом природы, т. Переосмысленное Галилеем понятие природного закона послужило источником математического естествознания и во многом определило новоевропейское понимание природы. Макиавелли понимал естественный закон периодического возвращения исторических эпох и философское понятие природы, вслед за повторяющимися констелляциями звезд. Так, Ренессанс есть возвращение не к древним, но самих древних. Закон природы, опосредованный влиянием звездных сфер, совпадает с законом человеческой истории. Для Нового времени характерно отношение к природе как к объекту научного познания и практического освоения. Первым это выразил Похожее природы как неведомого, пребывающего в себе бытия, превосходящего все меры человеческоговоображения и постижения, мы встречаем у Паскаля, а также в радикальном сомнении Декарта, которому впервые удалось сформулировать онтологические основания такого противопоставления природы философское понятие природы человека. Согласно Декарту, существуют две субстанции — духовная и материальная. Основным атрибутом материи-природы являетсяот нее производные суть: фигура, положение. Такое философское понятие природы природы с материей и пространством привело Декарта к крайне механистическому объяснению естественных явлений. Даже животные и растения суть, по его мнению, автоматы, правда несравненно лучше устроенные, чем любая из машин, изобретенных людьми. Образ мира-машины становится особенно популярным в 17 в. В качестве примера мирового устройства Бойль не раз приводит знаменитые часы Страсбургского собора. Лейбниц описывает мир как в высшей степени совершенныйу которого все детали, как бы глубоко мы ни проникали в них, в свою очередь тоже являются машинами. Лейбниц полемизирует с философское понятие природы пониманием природы как простого протяжения. Природа, следовательно, заключает в себе силу и жизнь. Протяжение относится к производной, а не к первичной ее характеристике. Поэтому не геометрическая кинематика, как у Декарта, аизучающая сил как у Ньютона является основной наукой о природе. Впрочем, философское понятие природы истину о природном бытии способна раскрыть только. Ньютоном законы динамики, Лейбниц расходится с ним в вопросе о существе силы. Монада, по Лейбницу, есть неделимая единица жизни, души и разума. Неизбежным следствием противопоставления человеческого разума природе стала гносеологическая проблема соотношения реального мира и мира, как его познает математическая. Решая философское понятие природыКант приходит к существенному переосмыслению понятия природы. По Канту, нет природной реальности самой по себе, она впервые создается в деятельности трансцендентального субъекта. Структура же самого опыта задается категориями рассудка и априорными формами чувственности. Следовательно, нет основания противополагать природу в себе и природу для нас, т. Это возможно, считает Шеллинг, если допустить полное реального идеального, т. Природа одновременно есть и продует духа, и его продуктивная деятельность, правда, в бессознательной форме. Мышление, противополагающее себе вещи в качестве внешних объектов или явлений, Гегель характеризует как и еще не достигшее полного самосознания. То, что кажется ему внешней философское понятие природы, есть на самом деле оно само, только в форме инобытия. Завершением этой развернувшейся в немецком идеализме дискуссии о соотношении познающего разума и природы явилось разработанное Ницше учение о воли к власти. Ницше указывает на то, что любоев т. Основные естественной науки — такие как тождество, субстанция, — суть лишь средства, уловки, при помощи которых человеческий разум пытается овладеть природой, делая ее закономерной и тем самым предсказуемой и рассчитываемой для себя. На самом же деле природа не имеет ничего общего с необходимостью, накладываемой на нее субъективным рассудком. С точки зрения рассудка она — воплощение чистой случайности, с точки зрения философское понятие природы самой — абсолютная необходимость вечного возвращения одного и того же. Попытку новоевропейского сознания обнаружить в природе разумность и закономерность нельзя назвать иначе, как суеверием, считает Ницше. Противопоставленная человеку в качестве объекта природа в новоевропейской культуре оказывается антитезой всему философское понятие природы Так, у Руст природа как философское понятие природы человеческой жизни противопоставляется культуре — искусственному порядку, заведенному людьми, основанному на лицемерии, лжи и притворстве. Локка природа впервые выступает в качестве оппозиции обществу. К концу 18 в. Философское понятие природы различение необходимости природы и свободы как безусловного основания любого человеческого действия приводит в 19 в. Разрушительность последствий человеческой деятельности для окружающей среды заставляет пересмотреть традиционное субъект-объектное отношение человека к природе. Это приводит к разработке т. Эволюция понятия науки, т. Развитие естествознания в эпоху античности. The concept of nature. Философское понятие природы idea of nature. Basel, 1945; Leisegang Esquisse d'une histoire de l'idée de la nature. Месяц Новая философская энциклопедия: Философское понятие природы 4 тт. Синонимы: Смотреть что такое "ПРИРОДА" в других словарях: — ПРИРОДА греч. Греч, существительное φύσις происходит от глагола φύω «выращивать», «рождать», «производить на свет», med. Уильям Индж В природе ничто не пропадает, кроме самой природы. Андрей Крыжановский Окружающая среда: то, во что превращается природа, если ее не охранять. Философское понятие природы не можем ждать милостей от… … Философское понятие природы энциклопедия афоризмов — ПРИРОДА, природы, мн. Совокупность естественных условий на земле поверхность, растительность, климаторганический и неорганический мир, все существующее на земле, не созданное деятельностью человека. Материалистическое… … Толковый словарь Ушакова — жен. Природа проснулась с зарею. Я люблю… … Толковый словарь Даля — игра природы. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. В наиболее общем смысле Тем самым противостоит искусству или технике как нечто… … Философский словарь Спонвиля — Природа. Например, термин природа уводил читателя пушкинской… … История слов — 1 в широком смысле все философское понятие природы, весь мир в многообразии его форм; употребляется в одном ряду философское понятие природы понятиями: материя, универсум, Вселенная. Природа в целом выступает как общее понятие об объекте, задающее принципиальную схему… … Экологический словарь Книги. Наша любимая серия"Мои первые слова"представляет очередную новинку - книжку"Природа",которая поможет даже самому маленькому ребенку запомнить названия растений, деревьев и…. Что вас ждет под обложкой: Наша любимая серия «Мои первые философское понятие природы представляет очередную новинку — книжку «Природа», которая поможет даже самому маленькому ребенку философское понятие природы названия…. Что вас ждет под обложкой: ПРИРОДА - новая книга издательства Клевер, входящая в универсальную программу для дошкольников "Радуга" - прекрасный инструмент для развития и обучения ребёнка,….

Официальный сайт электронной библиотеки
mdou51.ru © 1999—2016 Электронаая библиотека