Виды цен на сформированном рынке

Роль цены в экономике. Этапы формирования цены товара. В условиях рыночной экономики значение виды цен на сформированном рынке огромно. Она определяет структуру и объём производства, движение материальных потоков, распределение товарной массы и уровень жизни общества. Успех предприятия определяют: научно-обоснованная ценовая стратегия; разумная ценовая тактика; правильная методика установления цены. При анализе и определении уровня цен предприниматель должен ясно представлять общую картину системы цен, которая характеризует взаимосвязь и взаимоотношения различных видов цен. Все элементы системы цен тесно взаимосвязаны. Это предопределено единой методологией формирования затрат на производство. А также взаимосвязью и взаимозависимостью всех элементов рыночного механизма. Систему цен принято классифицировать в соответствии с определёнными признаками: · по характеру обслуживаемого оборота оптовые, закупочные, розничные, на строительную продукцию, цены и тарифы на услуги населению, надбавки в сфере обращения, тарифы грузового и пассажирского транспорта ; · по степени свободы от воздействия государства при их установлении свободные, складывающиеся на рынке под воздействием спроса виды цен на сформированном рынке предложения; регулируемые, складывающиеся под воздействием спроса и предложения, но подвергающиеся определённому воздействию со стороны государства; фиксируемые, устанавливаемые государственными органами на ограниченный круг товаров ; · по способу фиксации контрактные, трансфертные, биржевые, цены торгов ; · по степени обоснованности базисные, справочные, прейскурантные, фактических сделок, потребления ; · по времени действия цены постоянные или твёрдые, текущие, скользящие, сезонные, ступенчатые. Оптовые цены на продукцию промышленности — это цены, по которым реализуется виды цен на сформированном рынке закупается продукция предприятий в порядке оптового оборота. Этот вид цен подразделяется на оптовые цены предприятия и оптовые цены промышленности. Оптовые цены предприятия — цены изготовителей продукции, по которым они продают произведённую продукцию потребителям, возмещая свои издержки производства и реализации и получая такую прибыль, которая позволит им продолжать и развивать свою деятельность. Оптовые цены промышленности — цены, по которым предприятия и организации-потребители оплачивают продукцию предприятиям-изготовителям или сбытовым организациям. В их состав включается оптовая цена предприятия, издержки и прибыль снабженческо-сбытовых организаций, акциз и НДС. Оптовые цены промышленности теснее связаны с оптовой торговлей, а оптовые цены предприятий более тяготеют к производству. В хозяйственной практике применяют три вида цен на строительную продукцию: · сметная стоимость, отражающая предельный размер затрат на строительство каждого объекта; · прейскурантная цена, которая представляет собой усреднённую сметную стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта; · договорная цена, устанавливаемая по соглашению между заказчиком и подрядчиком. Закупочные цены — это оптовые цены, по которым реализуется сельскохозяйственная продукция предприятиями, фермерами и населением. Они обычно являются договорными ценами, устанавливаемыми по соглашению сторон. Тарифы виды цен на сформированном рынке и пассажирского транспорта выражают плату за перемещение грузов и пассажиров, взимаемую транспортными организациями с отправителей грузов и населения. Розничные цены — цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям. Они включают оптовые цены промышленности, акциз, НДС и торговую надбавку, состоящую из издержек обращения и прибыли торговых организаций. Составной частью системы ценообразования является широко распространённая система скидок с установленных прейскурантных цен. Особыми видами цен, непосредственно связанных с торговлей, являются аукционные, биржевые и договорные цены. Аукционная цена может существенно отличаться от рыночной цены, быть многократно выше её, поскольку отражает уникальные и редкие свойства и признаки товаров. Биржевая цена — это цена, по которой осуществляется оптовая сделка по купле-продаже товаров на бирже. Она колеблется в зависимости от спроса, объёма сделки и т. Биржевая цена котируется, т. Договорная цена — это цена, по которой осуществляется реализация товаров в соответствии с заключёнными договорами. Такие цены могут быть постоянными на протяжении всего срока договора или индексироваться на условиях, согласованных обеими сторонами. Цены могут классифицироваться в зависимости от территории действия: · цены единые по стране; · цены региональные местные. Единые цены могут устанавливаться только на базовые виды продукции, на которые распространяется государственное регулирование. Региональные цены могут быть оптовыми, закупочными, розничными. Они устанавливаются предприятиями-изготовителями, органами ценообразования региональных органов власти и управления. Эти цены ориентируются виды цен на сформированном рынке издержки производства и реализации, складывающиеся в данном регионе. Региональными являются цены и тарифы на подавляющее большинство жилищно-коммунальных и бытовых услуг, оказываемых населению. Этапы формирования цены товара: выбор цели — определение спроса — анализ издержек — анализ цен конкурентов — выбор метода — ценообразования — установление окончательной цены. Рассмотрим содержание этапов более подробно. Любая фирма должна прежде всего определить, какую цель виды цен на сформированном рынке преследует, выпуская конкретный товар. Существуют три основные цели ценовой политики: обеспечение выживаемости, максимизация прибыли, удержание рынка. Необходимо обратить внимание на выяснение факторов, воздействующих на спрос. На цену товара влияют: количество производителей, предлагающих аналогичную продукцию, а также сила обычаев, виды цен на сформированном рынке покупателей и т. То есть фирма имеет дело с эластичным или неэластичным спросом. При эластичном спросе, даже при небольшом изменении цены, спрос виды цен на сформированном рынке сильнее, чем при неэластичном. Необходимо исходить из их сравнения со среднеотраслевыми издержками на аналогичную продукцию, которые рассчитываются как средневзвешенная величина индивидуальных затрат предприятий. Такой подход обусловливается тем, что рыночная цена на одноимённую продукцию отражает средние общественные издержки производства плюс средняя норма прибыли на эти товары. Последняя в силу различий между предприятиями в фондовооружённости, фондоёмкости, технического строения капитала отлична для каждой группы товаров, для каждой отрасли. Отсюда следует, что те предприятия, где издержки производства равны общественным издержкам или ниже, получают прибыль, а те, где выше — теряют часть индивидуальной стоимости товара, произведённой на них, и в конечном итоге разоряются. Это означает, что величина издержек производства для предприятия является нижним пределом устанавливаемого уровня цены, продажа продукции ниже которого будет убыточна. Верхним пределом устанавливаемой цены является рыночная цена, формирующаяся, с одной стороны, под воздействием спроса и предложения, а с другой — конкуренции со стороны производителей аналогичных товаров. Основное внимание должно быть обращено на систему скидок, которые он предоставляет. В конечном счёте уровень устанавливаемой цены по здравому смыслу должен находиться где-то в промежутке между низкой ценой 9издержки производстване приносящей прибыли, и теоретически высокой ценой, определяемой спросом рыночная цена. Правильно установленная цена должна полностью возмещать все издержки производства, распределения и сбыта товара, а также обеспечивать получение определённой нормы прибыли. Возможны три метода ценообразования: · установление минимального уровня цены, определяемого затратами; · установление максимального уровня цены, сформированного спросом; · установление оптимального уровня цены. Виды цен на сформированном рынке часто используются методы: · «средние издержки плюс прибыль»; · обеспечение безубыточности и целевой прибыли; · исходя из ощущаемой ценности товара; · на уровне текущих цен; · «запечатанного конверта»; · на основе закрытых торгов. Каждый из методов имеет свои особенности, преимущества и ограничения, которые надо иметь в виду при разработке цены. Самой простой считается методика «средние издержки плюс прибыль», которая заключается в начислении наценки на себестоимость товара. Величина наценки может быть стандартной для каждого вида товара или дифференцироваться в зависимости от вида товара, стоимости единицы изделия, объёмов продаж и т. Существует два метода расчёта наценок: исходя из себестоимости или из продажной цены. В первом случае процент наценки на себестоимость равен виды цен на сформированном рынке суммы наценки к себестоимости. Во втором случае процент наценки на продажную стоимость равен отношению суммы наценки к продажной цене. Предприятие-производитель само должно решить, какой именно метод оно будет использовать. Недостаток метода заключается в том, что использование стандартной наценки не позволяет виды цен на сформированном рынке каждом конкретном случае учесть особенности покупательского спроса и конкуренцию, т. Но методика расчёта на основе наценок остаётся популярной по ряду причин. Во-первых, продавцы больше знают об издержках, чем о спросе. Привязывая цену к издержкам, продавец упрощает для себя проблему ценообразования. Ему не приходится часто корректировать цены в зависимости от колебаний спроса. Во-вторых, признано, что это самый справедливый метод по отношению и к покупателям, и к продавцам. В-третьих, метод уменьшает ценовую конкуренцию, так как все фирмы отрасли рассчитывают цену по одному и тому же принципу и поэтому их цены очень близки друг к другу. Другой метод ценообразования, основанный на издержках, направлен на получение целевой прибыли метод безубыточности. Он даёт возможность сравнить размеры прибыли, получаемой при различных ценах, виды цен на сформированном рынке позволяет фирме, которая уже определила для себя норму прибыли, продавать свой товар по такой цене, которая при определённой программе выпуска позволила бы в максимальной степени добиться выполнения этой задачи. В этом случае цена сразу виды цен на сформированном рынке из виды цен на сформированном рынке желаемого объёма прибыли. Однако для возмещения издержек производства необходимо реализовать определённый объём продукции по данной или же по более высокой цене, но не меньшее её количество. В этом случае особую важность приобретает ценовая эластичность спроса. Этот метод требует от фирмы рассмотрения разных вариантов цен, их влияния на объём сбыта, необходимый для преодоления уровня безубыточности и получения целевой прибыли, а также анализа вероятности достижения всего этого при каждой возможной цене товара. Установление цены на основе «ощущаемой ценности» товара означает, что всё большее число фирм при расчёте цены начинают исходить из ощущаемой ценности своих товаров. В данном методе затратные ориентиры отходят на второй план, уступая место восприятию покупателями товара. Для формирования такого виды цен на сформированном рынке продавцы используют неценовые приёмы воздействия: предоставляют сервисное обслуживание, особые гарантии, право использования товарной марки в случае перепродажи и т. Цена в этом случае подкрепляет ощущаемую ценность товара. Установление цены на уровне текущих цен означает, что виды цен на сформированном рынке в основном отталкивается от цен конкурентов и меньше внимания обращает на показатели собственных издержек или спроса. Она может назначить цену на уровне выше или ниже уровня цен своих основных конкурентов. Этот метод используется как инструмент политики цен в первую очередь на тех рынках, где продаются однородные товары. Фирма на таком рынке имеет очень ограниченные возможности влияния на цены. В этих условиях фирме даже не приходится принимать решений по ценам, основной её задачей является контроль за собственными издержками производства. Данный метод довольно популярен, так как в случаях, когда эластичность с трудом поддаётся замеру, фирмам кажется, что уровень текущих цен олицетворяет собой коллективную мудрость отрасли, залог получения справедливой нормы прибыли. К тому же метод позволяет сохранять нормальное равновесие в рамках отрасли. Установление цены на основе метода «запечатанного конверта» применяется в тех случаях, когда несколько фирм конкурируют друг с другом в борьбе за контракт. Наиболее часто это бывает, когда фирмы участвуют виды цен на сформированном рынке объявленных правительством тендерах. Тендер представляет собой виды цен на сформированном рынке, предложенную фирмой, при определении которой исходят прежде всего из цен, которые могут назначить конкуренты, а не из уровня собственных издержек или величины спроса на товар. Цель состоит в том, чтобы получить контракт, и поэтому фирма пытается установить свою цену на уровне ниже предложенного конкурентами. В тех случаях, когда фирма лишена возможности предвидеть действия конкурентов в ценах, она исходит из информации об их издержках производства. Однако в результате получаемой информации о возможных действиях конкурентов фирма иногда предлагает цену ниже себестоимости своей продукции, виды цен на сформированном рынке тем чтобы обеспечить полную загрузку оборудования. Установление цены на основе закрытых торгов используется в случаях борьбы фирм за подряды в ходе торгов. По своей сути этот метод почти ничем не отличается от рассмотренного выше метода. Однако цена, устанавливаемая на основе закрытых торгов, не может быть ниже себестоимости. Цель фирмы — выиграть торги. Чем выше цена, тем ниже вероятность получить заказ. Кроме затратных методов, предприятия могут использовать и параметрические методы, к ним относятся: метод удельной цены, метод баллов и метод регрессии. Метод удельной цены основан на формировании цен по одному из главных параметров качества виды цен на сформированном рынке. Удельная цена рассчитывается как частное от деления цены на основной параметр качества товара. Этот метод используется лишь для ориентировочных оценок во избежание грубых ошибок. Метод баллов заключается в использовании экспертных оценок значимости параметров товаров. Практическое использование метода при определении конкретных цен осуществляется по следующему алгоритму: отбор основных параметров — начисление баллов по каждому параметру — суммирование баллов по базовому искомому товарам — расчёт цен на товары по соотношению суммарных баллов. Цена на искомый новый товар рассчитывается как произведение цены базисного товара на результат деления суммы баллов по новому товару к сумме баллов базисного товара. Этот метод целесообразно применять при формировании цен на виды цен на сформированном рынке товары, параметры которых разнообразны и не поддаются непосредственному количественному соизмерению удобство, цвет и т. Метод регрессии состоит в определении эмпирических формул зависимости цен от величины нескольких основных параметров качества в рамках параметрического ряда товаров. Этот метод позволяет моделировать изменение цен в зависимости от совокупности их параметров, строго определять аналитическую форму связи, а также использовать уравнения регрессии для определения цен товаров, входящих в данный параметрический ряд. В результате формируется взаимосвязанная система цен на товары. Выбрав из приведённых методик наиболее подходящий вариант, фирма может приступить к расчёту окончательной цены. Практика показывает, что для многих потребителей виды цен на сформированном рынке информацией о качестве товара является его цена и фактически цена выступает показателем качества. В таком случае с ростом цены увеличивается объём сбыта и производства. Однако предприятие обычно разрабатывает не одну-единственную цену, а систему ценовых модификаций в зависимости от различных рыночных условий. Эта система цен учитывает особенности качественных характеристик товара, модификаций продукта и различия ассортимента, а также внешние факторы реализации. Используются различные виды модификации цен: система скидок и надбавок, ценовая дискриминация, ступенчатое снижение цен по предлагаемому ассортименту продукции и др. Модификация цен возможна только в пределах верхней и нижней границ установленной цены.

Официальный сайт электронной библиотеки
mdou51.ru © 1999—2016 Электронаая библиотека